Главная » » Как отремонтировать турбину на дизеле своими руками


Ремонт турбокомпрессора или турбины своими руками, принцип работы, причины неисправностей и малоизвестные нюансы

Еще в прошлом десятилетии автомобильная турбина считалась атрибутом только премиальных автомобилей, а уже сегодня это необходимая деталь практически для каждой машины, которая позволяет значительно повысить отдачу силового агрегата и уменьшает потребление горючего. А в наши дни именно эти характеристики часто становятся решающими при покупке нового транспортного средства.

Поэтому сегодня любому водителю не помешает ознакомиться с устройством турбокомпрессора и научиться понимать, как он работает и какие могут быть неполадки, что, в свою очередь, позволит вовремя сориентироваться и определить неисправность в своем автомобиле.

Устройство автомобильного турбокомпрессора

Несмотря на кажущуюся сложность, турбина не отличается большим количеством деталей. Она состоит всего из трех основных секций: турбинной, иначе называемой горячей, работающей с выхлопом мотора, компрессорной, которая отвечает за подачу сжатого воздуха в мотор, и соединяющего их подшипникового узла, который чаще называют картриджем, через него проходит вал ротора.

Кроме того существует система регулировок, которая в разных конструкциях турбокомпрессора может располагаться в горячей или компрессорной части турбины. Она регулирует действие перепускного клапана устройства. Компрессорная крыльчатка крепится прямо на вал, а турбинная крыльчатка с валом являются одним целым. На картридже есть уплотнения, которые препятствуют попаданию масла в улитки. Вот и все составляющие автомобильного турбокомпрессора.

С виду простой механизм при поломке вызывает у технически подкованного водителя желание заняться ремонтом своими силами. Особенно стимулирует это желание стоимость нового турбокомпрессора, которая варьируется в пределах 500-1000 долларов, а после ремонта может составить сумму в 540 долларов. Спасти положение может приобретение бывшей в употреблении турбины, но кто сможет гарантировать ее исправную работу в дальнейшем.

Необходимо отметить, что найти специалиста, который бы квалифицированно смог отремонтировать турбокомпрессор, довольно проблематично. А если таковой и нашелся, часто приходится ожидать в очереди по несколько недель. С другой стороны, водителя, который решился на самостоятельный ремонт, поджидает немало количество «подводных камней», неискушенному автолюбителю такие трудно даже представить.

Принцип работы и малоизвестные нюансы

Казалось бы, принцип работы турбокомпрессора не особо сложный. Выхлопные газы из силового агрегата автомобиля раскручивают крыльчатку турбокомпрессора, которая преобразовывает кинетическую энергию газового потока в механическую. С помощью насоса через фильтрующее устройство свежий воздух подается на компрессор и после сжатия поступает в автомобильный мотор. С помощью этого процесса получается повысить отдачу силовой установки на 20-25 процентов за счет повышения эффективности и скорости сжигания горючего.

1. Демпфирующий эффект и следствие его непонимания

Одним из «подводных камней» для решивших взяться за ремонт становится непонимание демпфирующего эффекта, который тесно связан с конструктивными особенностями подшипникового зла турбокомпрессора. Этот вопрос нужно рассмотреть более подробно, так как ремонтные работы без его понимания часто приводят к плачевным результатам.

Конструкция турбины изначально предусматривает необходимость демпфирования из-за особенностей работы автомобильного мотора. Выхлоп проходит через выпускной коллектор и попадает на крыльчатку турбокомпрессора рывками, а не постепенно, пропорционально открытию клапанов силового агрегата. Получается, что газовый поток неоднороден и воздействует на крыльчатку турбокомпрессора импульсами.

Чтобы компенсировать такое неоднородное воздействие, пришлось бы конструировать ротор увеличенной жесткости, следствием чего стал бы рост массы и габаритов устройства. Проблему решили установленные в подшипниковом узле втулки, создающие со стороны улитки демпфирующий эффект.

Объяснить это достаточно просто. Диаметр втулки выбирается такой, чтобы между ней и улиткой оставалось небольшое расстояние, позволяющее в процессе работы возникать масляной пленке, почти такой же, какая образовывается в зазоре между втулкой и валом. Скорость вращения втулки приблизительно в два раза меньше скорости вала, а пара масляных пленок позволяет удачно амортизировать неравномерное давление выхлопа на ротор турбокомпрессора.

Во время ремонта турбокомпрессора своими силами может показаться, что между корпусом картриджа и втулкой присутствует чрезмерный люфт. Большинство автолюбителей посчитают такой эффект неисправностью, примутся вытачивать новую втулку (чаще бронзовую) и довольно жестко запрессуют при установке. Обычно это делается по аналогии с втулками, которые устанавливаются на стартере или головке шатуна, однако в данной ситуации подобное понимание станет причиной плачевных результатов.

Турбина вращается с очень большой скоростью, исчезновение второй масляной пленки приведет к уменьшению демпфирующего эффекта практически в два раза, что, в свою очередь, станет причиной быстрого износа подшипников. Иногда в таких случаях из-за импульсивной нагрузки даже может поломаться вал ротора.

2. Дисбаланс

Для того, что бы вращающаяся деталь работала как можно более корректно и дольше, производят ее балансировку. Самым распространенным примером в этой области может стать процесс балансировки колес, который проводят постоянно после ремонтных работ, затрагивающих колеса и ходовую часть транспортного средства. В случае отказа от такой процедуры, если рассматривать передние колеса, через систему рулевого управления будет распространяться биение. А в версии с задними колесами, даже без каких-нибудь ярко выраженных признаков дисбаланса, покрышки могут преждевременно износится, что будет видно по особым пятнам. Не стоит забывать и об увеличенной нагрузке и ускоренном износе элементов подвески.

Конечно, крыльчатки турбокомпрессора намного меньше диаметра колес, но не нужно забывать о скорости вращения, которая у ротора турбокомпрессора выше во много раз и в среднем составляет 100 000 оборотов в минуту, а в отдельных моделях достигает 300 000 оборотов в минуту. Кто помнит физику, нагрузка на вращающийся элемент растет пропорционально его скорости в квадрате. Так что, если принимать во внимание высокую частоту вращения, нагрузки на ротор турбокомпрессора и колеса автомобиля вполне соизмеримы, и отсутствие балансировки часто становится причиной серьезных поломок.

Демонтаж подшипникового узла вплоть до изменения давления крепящих его болтов иногда становится причиной нарушения балансировки. Отсюда очевидный вывод, что в «домашних» условиях произвести балансировку ротора нереально, несмотря на правильную замену всех испорченных элементов. Соответственно, такие ремонтные работы становятся бессмысленными, потому что турбина с дисбалансом снова очень быстро перестанет работать.

Ротор турбокомпрессора балансируют на спецоборудовании опытные мастера в несколько этапов. В первую очередь балансируют сам ротор, затем производится сборка картриджа и балансируется весь узел. Специалисты используют для этого процесса два различных аппарата, один из которых позволяет воссоздать работу турбокомпрессора в условиях, приближенных к реальным: на ротор создается давление, а в подшипниковый узел поступает масло необходимой температуры.

Еще раз отметим – в домашних условиях отбалансировать ротор турбокомпрессора невозможно. Несмотря на технически правильную замену всех необходимых элементов и правильный монтаж, турбина все равно будет разбалансирована, и очевидно, что это быстро станет причиной его поломки.

 

Какие бывают неисправности турбокомпрессора и как их распознать?

Основными признаками неисправной работы турбины является внезапное падение мощности силовой установки автомобиля, увеличенное потребление масла, изменение звука работы двигателя и турбокомпрессора, синие или черные выхлопные газы.

Любой из этих признаков говорит о том, что настало время проверить наличие ремонтного комплекта для турбины. Необходимо выяснить, исправен ли турбокомпрессор, а также обязательно проверить работу двигателя и других агрегатов машины. Оставлять без внимания эти рекомендации не стоит, так как силовая установка автомобиля с нормальной работой и качественным обслуживанием является залогом стабильной работы турбокомпрессора на долгое время.

 

Ремонт турбины в кустарных условиях

 

Еще раз напомним, что специалисты не рекомендуют ремонтировать турбину своими руками без надлежащего оборудования. Кроме вышеназванных причин, нужно сказать и о том, что при попадании внутрь турбокомпрессора во время сборки хотя бы одной песчинки, он может выйти из строя. С другой стороны, некоторые автолюбители все же ремонтируют турбокомпрессор сами, почему у вас не выйдет?

Если вы решились заняться ремонтом, вам как минимум понадобится ремкомплект для турбины, который обычно состоит из нескольких разных вкладышей, колец, винтов, солидного набора самых разнообразных сальников, шайб, шурупов и запасных вкладышей. Во время работы нужно быть максимально аккуратным и не забывать, что разбирать всегда легче, чем собирать. Желательно отмечать места, где крепятся различные элементы, и их положение по отношению к корпусу или другим деталям.

 

Приступим к ремонту

Перед разборкой турбины в кустарных условиях без опыта в таких делах, нужно еще раз взвесить все за и против.

  1. Первым делом турбокомпрессор необходимо демонтировать. Для этого необходимо выкрутить все болты крепления горячей и компрессорной секций. Во время демонтажа компрессорной улитки чаще всего особых проблем не возникает. А вот секция, куда поступают выхлопные газы, часто прочно приваривается. Для ее демонтажа обычно используют несколько методов. Можно аккуратно сбить киянкой, но все лучше сначала воспользоваться для этой цели болтами крепления корпусов, которыми ее можно отодвинуть. Горячая секция располагается на конусе, поэтому крутить болты необходимо понемногу, хотя и с усилием, и следить за равномерностью. Это может оказаться сложным процессом, что объясняется особенностями конструкции турбокомпрессора. Изредка все же приходится брать в руки киянку.
  2. Компрессорная часть снимается в различных турбинах по-разному, в зависимости от конструкции. GT17 предусматривает крепление болтами, а GT25 крепление стопорным кольцом. В этой части демонтажа необходимо следить за шайбами, и после снятия улитки аккуратно их сложить, чтобы не потерять.
  3. После снятия стопорного кольца или выкручивания болтов необходимо снять улитку. Делать это надо аккуратно, чтобы не нанести каких-либо повреждений колесу.
  4. Когда картридж будет освобожден от улиток, следует проверить люфт на вале. В идеале, продольный люфт не получится ощутить вообще, а вот поперечный должен присутствовать, но не больше миллиметра. Тем не менее, наличие люфта у турбокомпрессора, или его отсутствие, не является гарантией правильной работы и размеренного потребления масла.
  5. Затем приступаем к демонтажу крыльчатки компрессора, для чего понадобятся специальные кусачки. В это время одна сторона вала фиксируется фигурной оправкой или другим подходящим приспособлением. Внимание! На стороне вала с компрессорной стороны нанесена левая резьба!
  6. Чаще всего компрессорная крыльчатка плотно сидит на валу, и для ее снятия понадобится стандартный универсальный съемник. Перед этим желательно засечь расположение гайки по отношению к компрессорному колесу. Таким образом можно уменьшить риск нарушения балансировки после сборки.
  7. Уплотнительные колечки закреплены с помощью стопорных колец, а втулки на валу закрепляются тройкой болтов T15. Наиболее часто люфт возникает по причине износа этих втулок. Вкладыш, расположенный на компрессорной части, фиксируется за счет одного стопорного кольца. А для крепления турбинного вкладыша используется два стопорных кольца.
  8. Весь картридж понадобится хорошо отдраить от загрязнений и нагара. Подобную процедуру провести и с колесами. С вала снимается уплотнительное колечко.
  9. Про комплект для ремонта турбокомпрессора мы уже писали, подразумевается, что он уже у вас есть. В случае шатания номинальных вкладышей надо немного поработать с валом, его необходимо проточить и провести балансировку. В большинстве случаев в ремонтном комплекте находятся вкладыши различных размеров, их придется вычистить и нанести масло.
  10. Затем в картридж ставим внутренние стопорные колечки. Необходимо убедится, что они хорошо вошли в предназначенные для них пазы. После этого устанавливается вкладыш для горячей части, который тщательно смазывается маслом. Фиксация происходит за счет стопорного кольца, затем вставляется и вкладыш для компрессорной части. На втулку тоже наносится масло, после чего надевается маслосъемное кольцо, устанавливается пластина и затягивается болтами T15. При этом нужно приложить достаточное усилие, но не переусердствовать.
  11. На последнем этапе сборки турбина уже выглядит, почти как новая. Устанавливаем грязезащитную пластину и закрепляем стопорными кольцами. Затем необходимо поставить маслосъемные кольца. Наверное, это самая неприятная и нудная часть работы, потому что установить кольца на вал будет нелегко. Потом вал нужно смазать маслом и вставить, а гайку затянуть с моментом от 2.5 ньютон/метров до 5,0 ньютон/метров. Вычищенные улитки устанавливаем на места, это будет не так сложно. Затем ставится вестгейт.
  12. Прежде чем устанавливать собранную турбину, необходимо хорошо промыть шланг для подвода масла, так как правильная работа устройства находится в прямой зависимости от подачи к нему масла. Более того, как мы уже писали, оставшиеся после ремонтных работ крупинки грязи могут оказаться внутри турбокомпрессора и нанести повреждения. Повторимся, во время ремонта турбины нужно стараться работать в максимальной чистоте. Прежде чем ставить турбокомпрессор на автомобильный мотор, нужно приблизительно 20 грамм масла влить в принимающее отверстие, а затем сделать пару оборотов валом, чтобы масло хорошо распределилось. Обязательно необходимо сменить масло, воздушный и масляный фильтры.

Ни в коем случае при установке трубок через прокладку нельзя использовать герметики, для этого подойдут только качественные прокладки. Когда турбина установлена, нужно запустить силовой агрегат автомобиля и позволить ему поработать на холостых около 15 минут. В это время необходимо провести осмотр на предмет подтеканий охлаждающий жидкости или масла на различных соединениях. Турбокомпрессор обкатывается приблизительно 1 тысячу километров, в это время нельзя разгонять машину свыше 100 километров в час и резко менять режимы движения.

В завершение

Произвести ремонт турбины в кустарных условиях или стандартном автосервисе практически невозможно. Квалифицированный ремонт с гарантией смогут сделать только те мастерские, которые предназначены для такой работы. В таких мастерских есть приборы для диагностики всех узлов любого типа турбин на любом этапе ремонта. Также в такой мастерской должно быть оборудование для проведения предварительной и конечной балансировки ротора турбины.

vsepoedem.com

Ремонт турбокомпрессора своими руками - подробная инструкция

Всего лет десять назад турбокомпрессор автомобильный перешел из разряда особого шика присущего только избранным машинам в разряд необходимой детали для каждого автомобиля. Он служит для повышения мощности двигателя и помогает уменьшить расход топлива. Эти параметры становятся все более востребованными при выборе автомобиля. Поэтому сегодня каждому водителю необходимо знать устройство турбокомпрессора и уметь понять, в чем заключаются его неисправности, чтобы вовремя сориентироваться и диагностировать поломку своей машины. Кроме устройства турбокомпрессора, следует и знать особенности вашей модели авто, для этого следует прочитать инструкцию по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля, к примеру инструкции по ремонту ГАЗ 3110 и  Шевроле Ланос.

Устройство турбокомпрессора.

  • Турбина с крыльчаткой.
  • Воздушный центробежный насос.
  • Компрессор.
  • Жесткая ось, которая их связывает.
  • Подшипники, кольца, клапаны, уплотнения и другие мелкие детали.

Не всегда эти неисправности относятся к проблемам турбокомпрессора, иногда это может быть что то другое, например нужно произвести ремонт глушителя своими руками.

Отработанные газы вырываются из двигателя и попадают на крыльчатку турбины. Она превращает их энергию из кинетической в механическую, а насос через воздушный фильтр подает свежий воздух в компрессор, который сжимает его и отправляет в двигатель. Весь этот процесс помогает увеличить мощность двигателя на 20-50%, повышая эффективность и скорость сжигания топлива.

Какие бывают неисправности турбокомпрессора и как их распознать?

  1. Ваш двигатель внезапно как-будто утратил мощность.
  2. Из выхлопной трубы вырывается дым черного или темно-синего цвета.
  3. Увеличился расход масла.
  4. Изменился звук работы мотора и турбокомпрессора.

Все это свидетельствует о том, что пора убедиться имеется ли у вас в наличии ремкомплект турбокомпрессора и проверить исправность не только турбокомпрессора, но и, в первую очередь, мотора автомобиля и всех его навесных агрегатов. Не пренебрегайте этим советом, потому что качественно обслуживаемый и нормально работающий двигатель обеспечивает безотказную работу турбокомпрессора на протяжении долгих лет.

Можно ли отремонтировать турбокомпрессор своими руками , какое оборудование и навыки для этого нужны?

Сразу скажем, что ни один специалист не посоветует разбирать и ремонтировать турбокомпрессор самому. Причины этого приводятся веские и достаточно будет назвать хоть одну из них. Например, малейшая песчинка при попадании в агрегат способна вывести его из строя. Но есть и другое мнение — если кто-то это делает, то смогу и я! Если вы решили разобрать и отремонтировать турбокомпрессор своими силами, приготовьте минимальный ремкомплект турбокомпрессора: вкладыши нескольких размеров, полный набор всевозможных сальников, кольца, шайбы, винты, шурупы и запасные вкладыши. Будьте предельно аккуратны и помните, что разобрать что-либо легче, чем собрать. Отмечайте по возможности все места креплений деталей и их положение относительно друг друга.

Итак, начинаем ремонт турбокомпрессоров в условиях собственной мастерской.

  1. Снимаем турбину и освобождаем ее от всех винтов. Болты крепления улиток также открутим.
  2. Проверяем обе крыльчатки: турбину и компрессор. Их отремонтировать невозможно, а придется заменить в случае неисправности.
  3. Вал, на котором крепятся компрессор и турбина можно пытаться отшлифовать. Потом надо будет заменить подшипники другими, которые подойдут по размеру.
  4. Чтобы снять колесо компрессора, понадобятся кусачки с раздвижными губами. И надо обязательно учитывать, что на компрессорном валу левая резьба!
  5. Проверить допустимый ли люфт вала в условиях обычной мастерской очень сложно. Но тут мы идем на риск, уповая на удачу и возможность позже обратиться все-таки в мастерскую.
  6. Воспользовавшись универсальным съемником, пытаемся снять с вала компрессорное колесо.
  7. Втулки вала очень часто бывают причиной люфта.
  8. Очищаем и промываем специальными средствами все детали. При сборке некоторые узлы и детали принудительно смазываем маслом, которое используется при работе автомобиля. Перечень таких деталей различен в каждом конкретном случае.
  9. Не забыть поздравить себя самого после того, как удалось собрать турбокомпрессор! А если он еще и работает, вам пора подумать о смене профессии. На станции техобслуживания хорошая зарплата…

Прежде чем решаться разобрать и собрать турбокомпрессор  далеко не в идеальных условиях, не имея опыта подобной работы, взвесьте еще раз самым тщательным образом все за и против.

В профессиональной мастерской есть возможность диагностировать все узлы и детали любого турбокомпрессора на всех этапах ремонта, включая до и после разборки и сборки. И там созданы условия чистоты, которых невозможно достичь в домашней мастерской при всем желании. Ведь у вас не стоит в гараже специальный агрегат — моечная машина высокого давления, например? А балансировочный стенд? Как вы поняли, мы настойчиво не рекомендуем ремонтировать турбокомпрессор своими руками и настаиваем на этом!

Проверяем обе крыльчатки: турбину и компрессор. Их отремонтировать невозможно, а придется заменить в случае неисправности. Советуем почитать еще одну интересную статью, о том как почистить дроссельную заслонку своими руками.

Ремонт турбокомпрессора — видео инструкция

autoremka.ru

Ремонт турбины своими руками на дизеле. Ремонт турбины своими руками на "Фольксваген-Пассат". Ремонт турбины "КамАЗа" своими руками

Ремонт турбины своими руками сделать может потребоваться при снижении мощности дизельного силового агрегата. Проверить исправность узла можно путем нажатия на педаль газа для создания максимальных оборотов. Если турбокомпрессор не набирает предельное давление, значит, он неисправен. Как вариант, турбину можно заменить. Однако если вы хотите сэкономить, лучше попытаться починить элемент самостоятельно. Рассмотрим основные причины выхода из строя детали, а также способы и возможности ремонта.

Причины поломок

О том, что может потребоваться ремонт турбины своими руками сделать, свидетельствуют следующие признаки:

  • Внезапная потеря мощности мотора.
  • Из выхлопной системы идет черный дым.
  • Повышается расход масла.
  • Наблюдается изменение звука работы турбинного компрессора и двигателя.

При появлении указанных признаков необходимо проверить не только турбину, но и весь мотор.

Особенности

Процесс проведения ремонта турбины своими руками требует внимательного подхода. Вряд ли специалисты порекомендуют вам это делать самостоятельно. Связано это с тем, что даже небольшая песчинка может вывести агрегат из строя. Если имеются определенные навыки и желание, то починку следует начать с подготовки ремкоплекта. Для этого потребуется приобрести вкладыши разных размеров, комплект сальников, шайбы, винты, шурупы. По возможности необходимо отмечать все установочные места и гнезда во время разборки. К работе необходимо отнестись предельно аккуратно и внимательно.

Разборка

Дальнейший ремонт турбины своими руками на дизеле продолжают ее демонтажем. Сначала отвинчиваются все фиксирующие болты частей турбинного и компрессорного корпуса. Часто первый узел прикипает намертво, для его снятия можно использовать киянку, откручивая болты равномерно по всей улитке. Затем ее необходимо аккуратно отодвинуть.

Следует наблюдать за тем, чтобы не произошла деформация турбинного колеса. В зависимости от модели агрегата улитка компрессора может крепиться при помощи болтов либо стопоров. После снятия всех фиксаторов демонтируют саму улитку.

Затем проверяют наличие люфта в картридже. Поперечное перемещение допускается в незначительных размерах, а продольного люфта быть не должно. В противном случае потребуется замена элемента. При помощи кусачек с раздвижными губками снимают компрессорное стопорное кольцо. Обратную сторону вала зажимают при помощи фигурной правки. При разборке следует помнить, что деталь имеет левую резьбу.

Ремонт турбины «Пассата» своими руками

Для снятия компрессорного колеса следует использовать специальный универсальный съемник. Предварительно помечают взаимное размещение колеса и гайки, что нужно для предотвращения разбалансировки узла. Чаще всего причиной люфта становится износ втулок. Они фиксируются при помощи стопорных колец и трех болтов. Еще три стопора удерживают вкладыш.

После разборки выполняется тщательная очистка картриджа и колес от грязи и нагара. С вала снимается кольцо-уплотнитель. Если наблюдается расслабление номинальных вкладышей, потребуется провести проточку и балансировку вала. Остальные детали заменяются аналогами из ремонтного комплекта. Вкладыши очищаются и смазываются маслом.

Сборка

После того как ремонт турбины «Фольксвагена» своими руками проведен, приступают к сборке узла. Внутренние стопорные кольца монтируются в картридж. Необходимо убедиться в том, что они плотно сели в свои гнезда. Затем устанавливается турбинный вкладыш, смазанный моторным маслом. После фиксации элемента стопором вставляют вкладыш компрессора. Втулка смазывается, после чего монтируется маслосъемник, пластина и болты.

Затягивать фиксирующие винты следует аккуратно с нужным, но не чрезмерным усилием. Далее при помощи стопорных колец крепится грязезащитная пластина. На вал устанавливаются маслосъемные кольца. Здесь придется запастись терпением, поскольку процесс весьма непростой и монотонный. После смазки вала он монтируется и затягивается посредством гайки с усилием порядка 4-5 Нм. Очищенные улитки ставятся на свои места вместе с клапаном (вестгейтом). Переборку узла можно считать законченной.

Устройство

Для того чтобы провести ремонт турбины "КамАЗа" своими руками, необходимо изучить ее устройство. Несмотря на кажущуюся сложность, конфигурация узла включает в себя всего три основных части:

  1. Турбинный блок (со стороны выхлопных газов).
  2. Компрессор, отвечающий за наддув.
  3. Промежуточный картридж (подшипниковый узел).

Картридж агрегирует с валом ротора, который соединен вместе с турбинным колесом. Компрессорный аналог фиксируется отдельно на валу. Узел оснащен системой регулировки, которая размещается на корпусе турбины или компрессора в зависимости от модификации агрегата. Данное устройство отвечает за работу клапана перепускного типа. На картридже предусмотрены уплотнения, не позволяющие маслу попадать в корпусные части.

Частые ошибки

Проводя ремонт турбины своими руками, многие пользователи допускают характерную ошибку, которая связана с непониманием демпфера, эффект которого предусмотрен в конструкции подшипникового узла. Демпфирование требуется по причине особенностей работы силового агрегата. Отработанные газы подаются в выпускной коллектор, а затем на рабочее турбинное колесо в дозировке, которую определяет размер открытия выпускных клапанов мотора. В связи с этим поток имеет импульсный характер.

Чтобы компенсировать ударное воздействие в случае постоянной подачи, появилась бы необходимость придания ротору большей жесткости. Это, в свою очередь, привело бы к увеличению габаритов и массы всего агрегата. Стабилизировать ситуацию позволяют подшипники скольжения и втулки плавающего типа. Между ними и корпусом имеется определенный зазор, служащий для образования масляной пленки, как между ротором и втулкой. Элемент вращается примерно вдвое медленнее ротора, две масляные прослойки успешно нивелируют импульсное воздействие выхлопных газов на турбинный ротор.

При ремонте дизельной турбины своими руками ошибочно может диагностироваться завышенный люфт между корпусной частью и втулкой. Некоторые «умельцы», принимая это за дефект, вытачивают увеличенные бронзовые втулки, которые монтируются с усиленным натягом. Такая ошибка приводит к негативным последствиям. Турбокомпрессор начинает работать с максимальным усилием, а отсутствие дополнительной камеры с масляной пленкой приводит к уменьшению демпферного эффекта и повышенному износу подшипников. В некоторых случаях это чревато деформацией вала ротора.

Итог

В завершение необходимо отметить, что турбина может потребовать балансировки. Этот процесс проводится в два этапа, на разных стендах и требует участия специалистов. Самостоятельно произвести починку турбины реально, но процесс требует определенных навыков и внимания. По возможности, для реанимации узла обращайтесь в специализированные мастерские.

fb.ru

Ремонт турбин дизельных двигателей своими руками: проверка

Эффективность турбонагнетателя при установке на двигатель сомнений не вызывает. Значительно возрастает мощность и крутящий момент мотора. Продолжительная эксплуатация, несвоевременное техническое обслуживание со временем приводят к необходимости провести ремонт турбин дизельных двигателей. Но прежде чем проводить такое обслуживание, следует вспомнить устройство этого узла, правильно диагностировать нарушение нормальной работы.

Содержание

Назначение турбины и ресурс

Работа турбонагнетателя направлена на увеличение потока подаваемого воздуха в камеру сгорания. Это приводит к более полному и быстрому сгоранию топлива, в результате чего на нужных режимах двигатель дает большую отдачу. Конструкторам не приходится увеличивать рабочий объем двигателя, проводит сложную техническую модернизацию.

Используют турбонаддув как на дизельных моторах, так и с бензиновыми агрегатами. Большую эффективность при этом демонстрируют как раз дизеля. Это связано с высокой степенью сжатия у агрегата на дизельном топливе и меньшим числом оборотов при работе. В последнее время перспективным называют газотурбинный двигатель, который уже разработан для тракторов, грузовых авто.

С учетом высоких затрат на ремонт, владельцы стремятся как можно дольше сохранить работоспособность турбокомпрессора. Увеличение ресурса напрямую связано с пониманием особенностей работы турбинного нагнетателя. Крыльчатка начинает работу с первых секунд пуска мотора, а останавливается несколькими секундами позже остановки коленчатого вала. При малых оборотах двигателя давление выхлопных газов не позволяет раскручивать турбину. Включение происходит с ростом оборотов, и у движка словно открывается второе дыхание.

Изначально ресурс нагнетателя не уступает аналогичным показателям самого мотора. Преждевременный выход из строя турбины связан с высокими температурными нагрузками, высокой скоростью вращения.

Конструктивные особенности

Для понимания возможных отказов следует вспомнить и конструктивное исполнение турбины, используемой с дизельными моторами. В состав системы турбонаддува входит:

  1. Крыльчатка компрессора.
  2. Лопастное колесо нагнетателя.
  3. Опорный вал.
  4. Узел подшипников.
  5. Смазывающий штуцер.
  6. Регулятор управления давлением наддува.

При работе турбины возникает разогрев воздуха, что приводит к повышению его плотности. Поэтому требуется включение охладителя (интеркулера), чтобы вернуть параметры в норму.

Наибольшее воздействие в работе получают подшипники скольжения с учетом высокой скорости вращения. Поэтому значение обслуживания с позиции своевременной замены масла очень велико. Кстати, и моторное масло для дизельного двигателя с турбиной следует выбирать только учетом рекомендаций производителя.

К другим, нарушающим нормальную работу турбины причинам, относят резкий старт на непрогретом двигателе, остановка двигателя после интенсивного ритма без выдержки для работы на холостых оборотах.

Возможные неисправности и их диагностика

Несмотря на достаточно простую конструкцию, за счет работы в сложных условиях, турбонагнетатель способен проявить себя различными неисправностями:

  1. Утечка моторного масла, попадание его в поступающий в цилиндры воздух.
  2. Пропускание воздуха через уплотнители патрубков, потеря мощности.
  3. Засорение подающего и отводящего масляных каналов.
  4. Появление трещин или деформаций корпуса или деталей турбины.
  5. Недостаточное поступление воздуха через воздушный фильтр.

Обнаружить неисправности турбины дизельного двигателя на начальном этапе легче по анализу выхлопных газов. Их цвет позволяет предварительно определить возможное отклонение:

  • синий оттенок свидетельствует о попадании в воздух капелек масла;
  • дым белого цвета укажет на засорение отводящего масло канала;
  • черный дым свидетельствует о нехватке воздуха в цилиндрах, т.е. об утечке.

Дополнительные признаки неисправности турбины выражаются в потере машиной динамических характеристик. Близкую поломку означает и появление посторонних шумов в работе турбины. Это может быть связано с износом подшипников, деформацией корпуса и подвижных деталей.

При появлении первых признаков не спешите сразу на платную диагностику. Не сложно проверить работу турбины дизельного двигателя своими руками. В первую очередь с учетом симптомов проверяем уровень моторного масла. Если снижение уровня составляет более 1 литра на тысячу км, то анализируем цвет выхлопа.

При выявлении белого и сизого дыма, вопрос как проверить турбину на дизельном двигателе решается по следующему алгоритму:

  1. Восстановите в памяти, когда проводилась последняя замена воздушного фильтра. При плохом пропуске воздуха возникает разница в давлении между блоком подшипников и корпусом. Масло начинает проникать в корпус турбокопрессора. Это и есть причина сизого дыма. Если фильтр чистый, переходим ко второму этапу.
  2. Проверяем канал выхода масла. Наличие загибов, трещин или обычной пробки делает неисправной схему удаления масла из турбины.В некоторых случаях достаточно почистить каналы, и их нормальное состояние приведет к восстановлению всех показателей. Еще одной причиной такого поведения турбины называют нарушение нормальной вентиляции картерных газов. Здесь без помощи моториста не обойтись.
  3. На следующем этапе проверяется состояние механических частей турбины. Проверяется осевой люфт, что способствует возможному касанию крыльчатки стенок турбины. Любые задиры и потертости требуют немедленного их устранения. Здесь уже на вопрос как проверить турбину дизельного двигателя ответят только в специализированном сервисе.

При устранении люфта требуется тонкая регулировка. К примеру, осевое смещение вала не должно превышать 0,05 мм, а радиальный люфт допускается в максимальном значении – 1 мм. Согласитесь, что настройка возможна только после замены изношенных деталей с использованием специальных приборов.

Своевременное обнаружение отклонений в работе поможет избежать дорогостоящего ремонта. Вполне вероятно, что при ранней диагностике неисправностей, их устранение окажется достижимым путем промывок, и заменой расходных материалов.

С уважением, Максим Марков!

carsmotion.ru

Ремонт турбины своими руками - обзорная статья

Со временем детали в автомобиле начинают изнашиваться. И тогда наступает момент, когда их необходимо заменить либо попытаться отремонтировать. Однако если периодически производить осмотр деталей, делать профилактический уход за механизмами, то можно оттянуть их ремонт на некоторое время. Но если вы регулярно не проводили замену масла на синтетическое, допустили перегибы в маслопроводе и т.п., чем спровоцировали поломку турбины, кстати, о том, что такое турбонаддув читаем тут, значит, вас интересует вопрос: «Как сделать ремонт турбины своими руками», на который я вам сейчас и отвечу.

Диагностика турбины.

Одним из самых первых признаков поломки турбины является то, что при надуве величина максимального давления (буста) показывает снижение показателей (значительное снижение). В такой момент в агрегате появляются лишние шумы, увеличивается расхода масла, происходит быстрая порча свеч из-за загрязнения, ее, кстати, можно увидеть по сизому дыму, идущему из выхлопной трубы.

Если вы производите диагностику неисправности этого агрегата, при этом весомым основанием для этого является снижение мощности и давления наддува, исключая другие причины плохой работы, то при открытии дроссельной заслонки есть возможность сделать проверку давления наддува. Для чего нужно в машине полностью нажать педаль газа, так вы получите максимальные обороты двигателя.

В том случае, если вы не получили максимальное значение давления наддува, это совсем не означает, что необходимо менять турбину. Ведь причиной такого давления может быть. Например, появление избыточного противодавления, что возникает в результате засорения катализатора. Если эта деталь исправна, то далее нужно перейти к проверке перепускной заслонки.

Да, самостоятельно можно продиагностировать внутренний вейстинг, при этом надо управлять тягой, чтобы убедиться о правильности закрытия клапана. Здесь может возникнуть сопротивление или заклинивание в период работы. Если вы полностью не уверенны в правильности проведенной вами работы, то турбину лучше отвести на стенд на СТО. Советую прочитать мою статью как проверить работу турбины.

Ремонт турбины.

Следует знать, что для того, чтобы ремонт турбины был проведен качественно, в первую очередь следует его аккуратно и правильно демонтировать. Для этого нужно открутить болты крепления турбинной и компрессорной части агрегата. При этом внимательно присмотритесь к расположению улитки на конусе: ее откручивать нужно со всех сторон равномерно — для того, чтобы не повредилось колесо турбины.

Когда турбина снята, изначально нужно проверить люфт. Если поперченный люфт ощутим, это является нормальным явлением. А вот продольного люфта быть не должно. В противном случае рекомендуется снять колеса компрессора и проверить втулки вала и стопорные кольца, так именно они могут стать причиной люфта. Знайте, что со стороны компрессора вкладыш удерживается одним стопорным кольцом, а вот со стороны турбины – двумя. Если ощущается значительная вибрация вкладышей, то надо сбалансировать и оточить вал, а сами вкладыши очистить и смазать маслом. После чего можно установить все на свои места.

Но перед тем, как устанавливать стопорные кольца в картридж, нужно убедиться в том, что они полностью зашли в пазы. И только после такой проверки можно вставить турбинные вкладыши, но их предварительно необходимо смазать машинным маслом. Учтите, что болты Т15 нужно очень хорошо затянуть и обязательно установить защитную пластину от грязи.

Таким образом, произвести ремонт турбины своими руками под силу любому владельцу автомобиля, однако при первом таком ремонте, желательно обратиться к более опытному автовладельцу, чтобы ошибки были минимальными.

Видео по ремонту турбины своими руками

Рекомендую прочитать:

autoepoch.ru

Ремонт турбины своими руками: видео ремонта актуатора дизельной

Если турбокомпрессор двигателя вашего автомобиля стал очень шумно работать или расходовать масло, не торопитесь с его заменой –  сначала попробуйте сделать ремонт турбины своими руками.

Дефекты турбонаддува и причины их появления

Неисправности турбин дизеля и бензинового двигателя ничем не отличаются друг от друга. Ниже приведем некоторые из них:

  • Износ опорных шеек вала и подшипников скольжения.Причины: низкое давление, плохое качество или сильное загрязнение масла. Признак этой неисправности – шумная работа турбины на любых оборотах.
  • Механическое повреждение крыльчаток. Происходит при большой неравномерной выработке в сопряжении вала с подшипниками, приводящей к биению крыльчаток о корпус. Или при попадании на лопасти рабочих колес посторонних предметов.
  • Закупоривание смазочных каналов подшипников сгоревшим маслом. Это возможно при глушении дизеля сразу после остановки машины. Так как если, остановив автомобиль, не дать мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, перегрев корпуса подшипников неминуем. А в случае когда турбина имеет жидкостное охлаждение – при уменьшении теплопроводности каналов этой системы за счет отложения на их поверхности накипи или герметика из антифриза.
  • Попадание масла из турбокомпрессора во впускной коллектор двигателя. Причина — увеличенные зазоры между поверхностями шеек вала и подшипниками, совместно с засорившимся сливным маслопроводом. Это дает знать о себе появлением синего дыма на высоких оборотах двигателя. При снижении частоты вращения коленвала выхлоп становится почти бесцветным.
  • Неисправность актуатора. Чаще всего это заклинивание перепускного клапана в одном из крайних положений. Признаком является недостаточный наддув компрессора или превышение допустимых оборотов крыльчаток.
  • Неплотности стыка улитки компрессора со впускным коллектором. Причиной может быть нарушение геометрии корпуса турбокомпрессора или приход в негодность прокладки. Эта неисправность обнаруживает себя свистом выходящего через дефект сжатого воздуха.

Демонтаж турбокомпрессора

  1. Остудите мотор и слейте антифриз.
  2. Отключите от корпуса узла масляные магистрали, и патрубки охлаждения.
  3. Отверните крепеж фланцев улиток. Чтобы не повредить грани болтов или гаек, используйте для этого только накидные и торцевые ключи.
  4. Отсоединение фланца улитки компрессора от впускного коллектора, как правило, не составляет труда. Фланец улитки турбины обычно крепко пригорает к выхлопной системе. Для разъединения этого стыка следует использовать WD-40, а если это не помогает, то и деревянную киянку.

Что такое картридж турбины

Картриджем турбокомпрессора двигателя называют узел, состоящий из корпуса подшипников, вкладышей и установленного в них вала с крыльчатками. Поступающий в продажу, он не требует балансировки вала с крыльчатками или других подготовительных операций и после удаления консервирующий смазки полностью готов к установке.

Ремонт турбокомпрессора

Для устранения дефекта актуатора полная разборка турбонагнетателя двигателя обычно не требуется. Если же неисправность сложнее – заклинивания клапана актуатора, то ее устранение потребует полной разборки агрегата. Чтобы отремонтировать турбокомпрессор самому сделайте следующее:

  • Вымойте корпус и осмотрите узел для определения неисправности.
  • Рисками пометьте положение улитки турбины относительно улитки компрессора.
  • Снимите с корпуса подшипников обе улитки.
  • Разберите «картридж». Для этого отверните крепления крыльчаток и снимете их. Учтите, что резьба для фиксации на торцах вала всегда левая. Посадка ступиц крыльчаток на вал – конусная. Поэтому для снятия часто приходится использовать универсальный съемник.
  • Незначительное нарушение геометрии лопастей поправьте подгибанием. После этого, так же как и после замены рабочих колес, вал с крыльчатками необходимо балансировать.
  • При нарушении геометрии опорных шеек вала прошлифуйте их на круглошлифовальном станке, если износ не превысил предельно допустимые значения. В случае превышения предельно допустимого износа – замените вал.
  • Поменяйте вкладыши в корпусе подшипников. Проследите за тем, чтобы отверстия для подачи масла в корпусе и вкладышах совпали.
  • Внутреннюю поверхность вкладышей обработайте разверткой. Ее размер должен быть больше, чем диаметр опорных шеек вала на 0,04 мм.
  • Продуйте и промойте полость корпуса подшипников.
  • Смажьте опорные шейки маслом и соберите картридж.
  • Прикрепите улитки.
  • Если при установке турбонаддува обнаружится, что старые прокладки пришли в негодность, вы можете изготовить их самостоятельно. Для уплотнения соединения, через которое проходят выхлопные газы, нужно использовать металлоасбест. Для остальных подойдет паронит или прессшпан прокладки. Последние при установке нужно слегка смазать обычным силиконовым герметиком.

Чтобы восстановить картридж турбины, требуется доступ к оборудованию и инструментам, отсутствующим в обычном гараже. Если у вас его нет, вам придется оплачивать услуги специалистов, которые выполнят необходимые операции. Поэтому выгоднее всего отремонтировать турбокомпрессор двигателя самому. Если вы хотите гарантированно хороший результат, лучше всего поменять картридж на новый.

Ремонт защиты от перегрузок

Для проверки исправности актуатора запустите мотор и снимите с патрубка шланг, подводящий давление к диафрагме актуатора. Если клапан актуатора не поменял свое положение, то неисправность налицо. Ремонт механического актуатора чаще всего заключается в замене диафрагмы управления устройством или иное устранение негерметичности управляющего пневмопривода. Если же заклинивание клапана актуатора дизеля вызвано отложениями грязи, то чтобы отремонтировать его, достаточно чистки.

Поиск неисправности электромеханического актуатора турбонаддува двигателя может потребовать проверки электрической части устройства. Чаще всего здесь встречаются такие дефекты, как окислившиеся контакты соединений и обрыв в проводах рядом с местом обжима клемм.

autolirika.ru

Ремонт турбин (турбокомпрессора).

Ремонт турбин может понадобиться на любом двигателе из-за ряда причин, которые будут описаны ниже. И ремонт турбокомпрессора — это довольно таки востребованная услуга в автосервисах, и причём не дешёвая. Но при умелом подходе, отремонтировать турбокомпрессор можно и своими руками. В этой статье мы подробно рассмотрим устройство турбины, частые причины её поломок, как продлить ресурс турбины и возможно ли её отремонтировать своими руками у себя в гараже.

Турбокомпрессор (турбина) раньше устанавливался только на спортивные машины, но сейчас его можно встретить под капотом любого дизельного автомобиля, и даже на серийных бензиновых машинах. Ведь турбина, несмотря на своё несложное устройство, способна ощутимо поднять мощность дизельного двигателя, который без неё будет намного слабее бензинового однокубатурного мотора.

Принцип работы турбины довольно прост и в ней используется энергия выхлопных газов. Есть конечно же и другие более прогрессивные конструкции турбин (например в этой статье описана турбина, которая вообще не имеет провалов в работе, а её вал с подшипниками работают без масла), но самая распространённая именно та, на которой используется дармовая энергия выхлопа.

Принцип действия такой турбины очень прост: выхлопные газы попадают в чугунную улитку и раскручивают крыльчатку, лопасти которой установлены на их пути. Но на одном и том же валу посажена вторая крыльчатка, отделённая перегородкой и находящаяся в отдельной улитке — компрессоре.

И эта вторая крыльчатка начинает нагнетать воздух в впускной тракт, тем самым поднимая в нём давление воздуха. Чем больше обороты вала с крыльчатками, тем больше давление воздуха в впускном коллекторе и в камерах сгорания мотора. От этого процесс горения топливной смеси ощутимо улучшается и от этого заметно поднимается мощность двигателя (на 20 — 40%).

На словах всё вроде бы просто, но конструкция турбины, не смотря на свою простоту, выполнена с большой точностью. Точность нужна для того, что во первых зазоры между валом и подшипниками скольжения очень малы, а вал и подшипники должны иметь очень точную и гладкую поверхность трущихся пар.

А во вторых это то, что обороты вала достигают около двухсот тысяч оборотов в минуту (а на спортивных машинах ещё больше), и любая неточность в изготовлении вала или крыльчаток, посаженных на этот вал, приведёт к дисбалансу и к разрушению турбины.

Но гораздо легче предотвратить поломку, нежели её устранить, поэтому прежде чем описывать ремонт турбокомпрессора, следует ознакомить новичков с причинами, которые могут привести к выходу из строя турбины и к значительным тратам на её ремонт.

Основные причины, которые ведут к выходу из строя и ремонту турбины.

  • Несвоевременная замена масла. Замена масла и масляного фильтра должна происходить в сроки установленные заводом изготовителем двигателя, но лучше на пару тысяч раньше установленного срока. Ведь масло со временем загрязняется продуктами износа (металлической пылью) которая является абразивом. К тому же масло со временем теряет свои антизадирные свойства. Эти неблагоприятные факторы быстро выведут из строя подшипники скольжения турбины.
  • Заливка в двигатель моторного масла не того класса и не того качества, что рекомендует завод изготовитель двигателя. Не забываем, что обороты вала турбины огромные, а значит его подшипники скольжения должны смазываться качественным и чистым маслом.
  • Перегиб или забивание маслопровода, который подводит масло под давлением к подшипникам скольжения турбины. От перегиба маслопровода происходит масляное голодание и пары трения (подшипники скольжения) трутся на сухую и моментально выходят из строя.
  • Резкое увеличение оборотов не прогретого двигателя, особенно зимой или после долгого простоя машины. Зимой или когда машина долго стояла, масло не сразу поступает в систему смазки, а через некоторое время. Поэтому повышать обороты сразу после пуска двигателя не рекомендуется.
  • После поездки нельзя сразу глушить двигатель, и именно для этого и устанавливают на более свежие дизеля турботаймер, который глушит двигатель после некоторого времени, когда обороты турбины снизятся.
  • Перегрев двигателя, который приводит с значительному разжижению масла и снижению давления в масляной системе.

А как понять, что с турбиной что то случилось и требуется ремонт?

  1. Динамика разгона автомобиля заметно ухудшилась, тесть мотор потерял мощность.
  2. Расход масла стал ощутимо больше, чем обычно (исправный турбированный двигатель должен расходовать не более 1 литра масла на 10 тысяч км.
  3. Цвет выхлопа стал чёрным или сизым (сизый дым).
  4. Звук турбины при её работе стал отличным от обычного (особенно на непрогретом моторе), например скрежет или свист, ну или вообще нет никакого звука (звука нет когда заклинило вал).
  5. Ещё бывает, что трескается корпус чугунной (высокотемпературной) улитки (на бензиновых моторах ставят не просто чугунную улитку, а сплав чугуна с никелем — более жаростойкий сплав), например от проезда машины по глубокой луже и попадания воды на раскалённую улитку. Трещины выявляются внешним осмотром.
  6. При осмотре полезно отделить турбину от коллектора и заглянуть внутрь улитки (улиток). На внутренних стенках улитки и на крыльчатке не должно быть следов моторного масла. Если масло присутствует, значит требуется разборка и ремонт (замена уплотнителей).
  7. Внимательно осмотрите внутреннюю часть улиток. Если на стенках имеются задиры, значит подшипники скольжения слишком изношены, да так, что крыльчатка цепляет за корпус. Это подтверждается повышенным шатом вала (люфтом) -чувствуется руками.

Подробнее о неисправностях турбины показано в видеоролике ниже.

Многие задаются вопросом, а можно ли произвести ремонт турбины своими руками, в гаражных условиях. Можно, но смотря какой ремонт и об этом подробнее будет написано ниже. Но для начала следует снять турбину с двигателя, открутив подводящие к ней масло-проводы. Ну а затем откручиваются болты, прижимающие флянцы обеих улиток (алюминиевой и чугунной) к колекторам.

Разборка и ремонт турбины (турбокомпрессора).

Некоторые неисправности можно выявить до разборки. Например повышенный люфт вала можно выявить, если взяться рукой за одну из крыльчаток и попытаться пошатать её, и как правило повышенный люфт хорошо чувствуется. Но негерметичность (порчу) уплотнений можно выявить только после разборки. Да и выявлять пригодность уплотнителей особо не нужно стараться, а раз уж будет произведена разборка, то по любому придётся заменить уплотнители новыми.

Перед разборкой турбины, новичкам советую после каждой снятой детали всё фотографировать (хотя бы на мобильник) — это поможет впоследствии быстро собрать турбокомпрессор без проблем.

Чтобы разобрать турбину, следует открутить хомут или винты, скрепляющие три её основные части: средняя часть (катридж) и две улитки одна так называемая горячая (из чугуна), а вторая холодная — из алюминиевого сплава. Многие турбины разбираются, если открутить в центре стягивающий хомут, показанный красной стрелкой на фото слева.

Обычно холодная алюминиевая (компрессорная) улитка легко отделяется от средней части, а вот высокотемпературная чугунная улитка может прикипеть намертво. Перед разборкой обязательно следует пролить все прикипевшие сочленения проникающей жидкостью (например WD-40, тормозная жидкость или керосин) и дать деталям откиснуть некоторое время.

Применять грубую силу при разборке не советую, так как чугун или алюминий и так довольно хрупкие металлы, а от воздействия перепадов температур, они со временем ещё больше теряют прочность. Если улитка сильно прикипела к корпусу, но для её лучшего отклеивания, полезно нагреть её газовой горелкой. После этого можно легонько обстучать улитку по кругу пластиковой киянкой и отделить улитку от корпуса.

На некоторых турбинах имеются отверстия с резьбой и вкручивая в отверстия болты, можно сдвинуть крыльчатку с конуса (отодвинуть от корпуса). Разумеется болты вкручиваются равномерно. А на некоторых турбинах перед отделением улитки, нужно снять специальное стопорное кольцо, и после этого можно отделять одну из улиток от средней части.

Отделять улитку (улитки) от средней части нужно осторожно и равномерно, так как зазор между лопастями крыльчаток и внутренними стенками улиток очень маленький, и при неравномерном отделении улитки от средней части (с перекосом) можно повредить лопасти крыльчатки.

После отделения обеих улиток (алюминиевой и чугунной) от средней части, уже можно взять в руки среднюю часть (катридж и точнее проверить люфты вала, взявшись за одну из крыльчаток рукой. Радиального биения (люфта) вала вообще быть не должно, а осевой люфт допускается едва ощутимый. Для точного измерения люфтов (их точной величины) следует закрепить корпус турбины (катридж) в тисках (через алюминиевую прокладку).

И установив рядом на верстак индикаторную стойку, можно упереть щуп индикатора в конец вала и прокручивая вал и пошатывая из стороны в сторону, точно замерить люфт. Допустимые значения осевого биения в пару соток. Но обычно люфты ощутимо больше и естественный износ при работе турбины постепенно увеличивает зазор между валом и подшипником скольжения. И основной вид ремонта — это шлифовка вала (чтобы убрать задиры и неравномерность износа) под размер ремонтных втулок (подшипников скольжения с меньшим внутренним диаметром).

Чтобы вынуть вал для последующей шлифовки или замены новым (зависит от степени износа) следует снять хотя бы одну из крыльчаток (лучше компрессорную, которая вращается в алюминиевой улитке — она легче снимается). Открутив (обычно резьба наоборот и при откручивании нужно крутить гайку вправо) удерживающие крыльчатку гайку на валу (или сняв стопорные кольца — бывают реже), чтобы далее снять крыльчатку с вала, следует воспользоваться небольшим съёмничком. Но перед этим желательно пролить крыльчатку и вал (особенно высокотемпературную) проникающей жидкостью.

Перед стягиванием крыльчатки съёмником с вала, пометьте маркером или чертилкой расположение её лопастей относительно вала, чтобы впоследствии (при сборке) не нарушить заводскую балансировку. Расположение гайки относительно вала и крыльчатки, тоже желательно пометить. Но всё же после сборки катриджа с восстановленным валом, его обязательно следует отбалансировать.

Сами втулки на большинстве турбин удерживаются с помощью стопорных колец (обычно два кольца со стороны чугунной улитки и одно со стороны алюминиевой), которые нужно снять специальным инструментом, например таким. Кроме втулок, все уплотнения (сальники) тоже следует заменить новыми. Все эти детали входят в ремкомплект для ремонта турбин и есть в продаже.

Сделать ремонт турбокомпрессора своими руками или обратиться в сервис?

Это смотря какой вариант ремонта. Ремонтнику, решившему сделать ремонт турбины своими руками, следует сделать выбор из двух вариантов. Первый вариант позволяет сделать ремонт своими руками, если заказать новый катридж и заменить его. Катридж — это полностью новая средняя часть турбины (но без улиток), с валом, подшипниками, уплотнениями, крыльчатками. Или второй вариант — восстановить родной вал его шлифовкой, с последующей заменой втулок и уплотнителей новыми (ремонтными).

И именно второй вариант не реально выполнить в обычном гараже, так как кроме шлифовки вала под ремонтные втулки (подшипники скольжения), вал и сам собранный с новыми втулками катридж, следует обязательно отбалансировать на специальном балансировочном стенде.

При подборе втулок следует учесть один нюанс — рабочий зазор (для масляной плёнки) имеется не только между внутренним отверстием втулки и шейкой вала, но ещё и по наружному диаметру втулка должна иметь рабочий зазор относительно корпуса. То есть при работе турбины, масляная плёнка создаётся не только между внутренним отверстием втулки и вала, но ещё и между наружным диаметром втулки и посадочным местом втулки в корпусе.

Многие не знающие ремонтники это не учитывают и запрессовывают новые втулки в корпус с натягом, а не с рабочим зазором. В итоге такой ремонт турбины приводит к быстрому выходу её из строя.

Заменить изношенный катридж новым намного проще, чем разбирать его и восстанавливать вал шлифовкой, но новый катридж нужно искать, чтобы он подошёл именно для вашей турбины (по маркировке на корпусе турбины найти легко, например от фирмы «Turbo Rail» — Italy). Но новый катридж в сборе не так дёшев (от 19 тысяч рублей, с катриджем идут в комплекте и уплотнительные резинки — кольца).

Зато такой ремонт можно осуществить своими руками, без помощи специалистов. Только всё же перед установкой нового катриджа, советую отпескоструить улитки, особенно высокотемпературную (чугунную). Наглядно замену катриджа можно посмотреть в видеоролике ниже.А второй вариант (с шлифовкой вала), как я уже говорил, в обычном гараже не сделаешь. Придётся обратиться к специалистам, чтобы проточить и шлифануть вал под ремонтные втулки, и затем подобрав втулки, следует обязательно вал отбалансировать вместе с крыльчатками. Ведь обороты при работе турбины очень большие, и любой дисбаланс вала приведёт к быстрому износу новых деталей.

К тому же сначала следует обалансировать вал с крыльчатками, а затем катридж собирается с новыми деталями и после сборки балансировка производится вторично. Современный балансировочный стенд для катриджей при балансировке подаёт в подшипники скольжения горячее масло и имитирует работу турбины в реальных условиях (под нагрузкой).

К тому же улитки, среднюю часть (катридж), да и крыльчатки тоже (особенно высокотемпературную улитку) нужно будет отпескоструить и покрасить. Но мастерскую, которая возьмётся за ремонт вала в отдельности, не так просто найти, так как большинство мастерских берутся за ремонт турбин от начала (с разборки турбины) до конца (до полной сборки).

Несколько советов после ремонта турбины.

После восстановления вала, замены подшипников скольжения (втулок), упорной втулки и уплотнений новыми (из ремкомплекта), или после установки нового катриджа, всё собирается в обратной последовательности. Новые подшипники скольжения (втулки) обязательно смажьте свежим моторным маслом, перед установкой их на вал (и вал тоже желательно смазать).

После сборки турбины и перед установкой её на своё место, советую снять и тщательно промыть керосином маслопроводы подачи и отвода масла к турбине. Не исключено, что на стенках трубок за долгие месяцы работы скопилась грязь. При монтаже трубок никогда не используйте герметик, а только новые прокладки для фланцев (штуцеров) трубок.

Иначе частицы герметика могут случайно попасть в масляные каналы и перекрыть подачу масла. Последствия будут плачевными, а деньги на ремонт турбины будут потрачены зря. Вообще — чистота при ремонте и особенно при сборке турбины является главным фактором успешного ремонта. Поэтому сборку ведите на столе, покрытом чистой белой бумагой или х.б. тканью. Разумеется перед сборкой, все детали турбины (улитки, крыльчатки, корпус, если он не новый) должны быть отпескоструенны и отмыты.

Трубопроводы подачи масла, перед подключением к турбине, советую заполнить (с помощью медицинского шприца) свежим моторным маслом. Собрав и установив турбину на место, заведите двигатель и дайте ему поработать на холостых оборотах минут пять-десять. При этом не теряйте время зря и понаблюдайте за шлангами и прокладками и убедитесь, что масло нигде не подтекает.

Выехав на дорогу с отремонтированной турбиной советую примерно первую тысячу километров ездить в спокойном режиме, не превышая стокилометровую отметку на спидометре и тем более не допуская стрелку тахометра в красную зону. После запуска двигателя, никогда не повышайте резко обороты, пока мотор не прогрет.

А после поездки, если у вас нет турбо-таймера, не глушите двигатель сразу, дайте поработать ему на холостых оборотах пару минут. Впрочем это правило желательно всегда выполнять не только для отремонтированных или новых турбин, но и для изрядно поездивших. А чтобы не забывать это делать, желательно установить турботаймер, если он не установлен на ваш автомобиль с завода.

Вот вроде бы и всё. После грамотного ремонта турбины, она прослужит положенный ей ресурс не хуже нового турбокомпрессора, успехов всем.

suvorov-castom.ru

Смотрите также

  • Ставят ли газовое оборудование на дизель
  • На холодную стучит дизель
  • Чистка форсунок своими руками дизеля
  • На дизеле белый дым
  • Тойота ленд крузер прадо 150 дизель технические характеристики
  • Принцип работы дизель на метане
  • Свечи накаливания для дизеля принцип работы
  • Как работает дизель
  • Гбо на дизель
  • Древнего китая время существования
  • Ремонт бензобака холодной сваркой

Источник: http://almazcar.ru/*/kak-otremontirovat-turbinu-na-dizele-svoimi-rukami.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ремонт турбокомпрессора или турбины своими руками, принцип работы Как во флеше сделать


Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками Как отремонтировать турбину своими руками

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ