Газета Стиль жизни Печатная версия

ростов, коллекция Какой же юный казак или казачка откажется прокатиться на этом изобретении батьки Махно?
Фото автора

Легкий, изящный фаэтон с откидным кожаным верхом, покрытым черным лаком, буквально скользит по неровной сельской дороге. Упругие рессоры смягчают ухабы, плавно вписывают резиновые колеса в крутые повороты. Мягкое сиденье, в котором буквально утопаешь, и спинки обиты красным панбархатом.

Фаэтон двухместный. Но в его конструкции предусмотрена откидная скамеечка для третьего пассажира, располагавшегося спиной к извозчику. Но сегодня на его месте – бородатый казак в камуфляже, сапогах и папахе┘

– Ну что, барышня, – спрашивает он, – не тачанка хуже, чем в машине?..

Признаюсь – нет. Греет и мысль, что, по преданию, именно в этом фаэтоне, предназначенном в конце XIX века для общественной перевозки пассажиров (тогда на городские улицы допускались только фаэтоны и брички), в августе 1896 года по Кисловодску разъезжал Антон Павлович Чехов. Фаэтон строго соответствует требованиям, которые предъявлялись к гужевому транспорту того времени, – не только своим внешним видом (по цветам – черному или темно-синему), но и тем, что он был четырехрессорным (то есть особо комфортным), а во время ночных поездок по бокам козел (именно так точно называлось место кучера) устанавливались два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ: фары и стоп-огни, на нынешнем автомобильном языке.

Сейчас знаменитый «чеховский» фаэтон находится на подворье атамана Всевеликого войска Донского Николая Козицына, известного на Дону знатока старинного казачьего быта, собирателя, увы, уже немногих материальных свидетельств обычаев и нравов уходящих времен.

┘Антон Чехов пробыл в Кисловодске всего неделю┘ Тополевая аллея, готическая Нарзанная галерея и в ней колодец с кипящей целебной водой, знаменитый парк с тенистыми дорожками, речушкой Ольховкой и экзотическими Красными, Серыми и Синими камнями. Вкусные шашлыки, купание в нарзане, охота.

Жил писатель в гостинице наследников Зипалова, расположенной напротив галереи «Нарзан». Здесь, выйдя из меблированных номеров, наверняка можно было нанять удобный фаэтон с приличным трезвым кучером. И когда Чехов захотел увидеть Кисловодскую крепость, ресторацию, дом Реброва, место поединка Печорина с Грушницким, то, возможно, именно извозчик Самохвалов, в собственности которого находилось это «такси», оказался попроворнее своих «коллег» и первым бросился к респектабельному постояльцу отеля.

– Человек, продавший мне этот фаэтон, – говорит атаман Козицын, – рассказывал, что его прадед, тот самый извозчик Самохвалов, возил Чехова не только по Кисловодску, но и по его окрестностям, а также к подножию горы Машук┘

Понадобилось немало времени, чтобы привести фаэтон, который был в «разбросанном виде», в порядок. Все осталось подлинным, кроме колес. О том, во что это обошлось, он умалчивает. Главным считает то, что ему удалось сохранить этот исторический фаэтон, на котором теперь с удовольствием катаются гости атамана.

На подворье атамана Козицына находится и одна из родственниц фаэтона – знаменитая красноармейская тачанка, первая и, пожалуй, единственная боевая колесница новейшей мировой истории. Правда, мало кто при этом вспоминает, что эту «гордость и красу» изобрел батька Махно. Собрав отряды для борьбы против немецких и австрийских оккупантов, он поставил пулемет на легкую рессорную повозку (превратив ее в грозное высокоманевренное оружие), которую позже большевики сделали символом несокрушимой Красной конницы. В сущности, махновцы были правы, когда писали на тачанках лихие лозунги «Хрен уйдешь!» или «Хрен догонишь!». В скоротечном конном бою не было в атаке равных по внезапности и прицельности стрельбы этой двигающейся огневой точки, в надежном прикрытии отступления.

Впоследствии была разработана стандартная модель пулеметной тачанки, которая оставалась на вооружении советской кавалерии до середины 1950-х годов.

– Благодаря специальной конструкции на днище кузова, – рассказывает Козицын, – тачанка делает поворот на 360 градусов. Вот это место под пулемет «Максим», а здесь размещался пулеметный рассчет – наводчик, помощник и ездовой. Тачанка запрягалась зачастую тройкой и даже четверкой лошадей. Сейчас же в ней – пара породистых белых орловских рысаков. По словам атамана, тачанку ему привезли с Кубани. Она была отбита у махновцев в Тамани в 1919

году.

– Так получилось, – говорит Козицын, – что дед моего знакомого – Сергея Михайловича Щербакова, который передал мне эту тачанку, вместе со всем скарбом сопровождал ее в ЧК. Потом на ней же поехал в районный центр с какими-то важными документами. Но по пути он с товарищами попал под жестокий обстрел со всех сторон, и они решили спрятать тачанку в одном из сараев, закидав ее всяким хламом. Думали – на несколько дней, получилось – на годы.

┘Шло время, закончилась война, началась коллективизация. А тачанка так и стояла в сарае до 29-го года. Затем, как рассказал атаману Щербаков, его отец и дед попали в жернова репрессий. Тачанка была передана председателю районного совета, а потом каким-то таинственным образом снова вернулась к Щербаковым.

– Я как-то рассказал, – вспоминает донской атаман, – Сергею Михайловичу о том, что в одном из музеев видел знаменитую тачанку: столько времени прошло, а слава о ней жива! А он мне так спокойно говорит: а у меня есть махновская тачанка, на хуторе стоит┘ Я думал, что он шутит┘ А потом мне ее привезли, и оказалась тачанка времен гражданской чистой воды правдой.

Была тачанка, естественно, в плачевном состоянии и практически без колес. Но осталась сама форма конструкции и некоторые «причиндалы» – металлические части. Нашелся и умелец – Виктор Сизов, который поставил тачанку на колеса.

На ходу у атамана и «беговая» повозка, которая досталась ему в «наследство» от одного из конезаводов. В ближайшее время он мечтает отремонтировать бедарку, на которой в период коллективизации на Дону ездил активный коммунист, агитатор Лохманов из станицы Кривянской. К слову, в этой легкой одноконной повозке на двух колесах еще недавно – в 70-е годы, любило ездить сельское начальство.

– Чтобы там ни говорили, – делится своим мнением Козицын, – но и по сей день конная упряжка – бедарка, фаэтон, линейка, подвода – остается не только экзотическим, но и удобным и самым экологически чистым транспортом. Да, до тысячи километров на них за сутки не проедешь, но зато можно использовать на ферме, приусадебном участке, на прогулках. Для казака конь в упряжке и по сей день не заменим┘

Ростов-на-Дону

Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...

24smi.org


Источник: http://www.ng.ru/style/2005-04-18/16_tachanka.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Фаэтон, линейка и тачанка / Стиль жизни / Независимая газета Цветы из ленты для волос своими руками


Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать Тачанка как сделать